Практически во всем мире система безналичных платежей постоянно развивается. Безналичный платеж – это удобно, быстро и безопасно. По данным Британского консорциума розничной торговли, число операций с использованием наличных денег за последние пять лет снизилось на 14%, а использовать дебетовые карты стали на 11% чаще.
Естественно, изменения коснулись и сферы вендинга. На западе многие торговые автоматы оборудованы устройством для приема пластиковых карт, некоторые позволяют клиентам платить за покупки с помощью телефона или бесконтактной карты. Ситуацию омрачают лишь банки, которые берут чрезмерно высокую комиссию.
Российский рынок безналичных расчетов также не остался в стороне, но из-за присущей нашему населению настороженности и недоверию к инновациям, развивается он значительно медленнее, нежели в Европе. Только вот прогресс не остановить, поэтому всё чаще российские покупатели для приобретения товаров и услуг используют пластиковые карты.
Безналичные платежи на российском вендинг рынке пока встречаются довольно редко. И дело здесь не в каких-либо технических трудностях, причины кроются только в экономических факторах. Рынок поделен между крупными сетевыми игроками, коим принадлежит большая часть, и небольшими индивидуальными операторами. Владельцы крупных сетей постепенно вводят безналичную систему оплаты. Предпринимателям, которые обслуживают от 5 до 20 автоматов, значительно сложнее перейти на безналичные платежи, ведь для этого требуются большие капиталовложения.
Также переход на безналичные платежи немного приостанавливает отсутствие национальной платежной системы, но работы по данному вопросу уже ведутся. В остальном никаких глобальных препятствий для переоборудования рынка нет.
За последние пять лет, благодаря мобильным технологиям, произошли глобальные изменения в области безналичных платежей. Активно развивается технология NFC («ближняя бесконтактная связь»). Другими словами, возможности, которые уже сейчас предлагают современные мобильные устройства и операторы, говорят о серьезных перспективах развития.
NFC — это ближняя бесконтактная связь. Технология беспроводной высокочастотной связи малого радиуса действия, которая дает возможность обмена данными между устройствами, находящимися на расстоянии около 10 сантиметров.
К примеру, ожидаемый смартфон Apple 6, комплектуется модулем NFC. То есть смартфон можно будет использовать для бесконтактных мобильных платежей. Ожидается также поддержка стандарта Category 6 LTE.
Развитие NFC-технологий сильно привязано к крупным городам, то есть повторяет путь развития карточных технологий. При отсутствии в регионе культуры использования или сильного мотиватора, технология не приживется. Для развития этого рынка также требуется определенная инфраструктура, к примеру, крупные сети, такие как «Ашан», «Лента», «ОКей» и другие. Также желательно распространение этой технологии на АЗС (автозаправочных станциях). Если крупная сеть меняет свое оборудование на то, которое поддерживает бесконтактные платежи, тогда происходит и проникновение технологии в регионы.
Для крупных вендоров бесконтактная платежная система может иметь свои плюсы. Сети избавляются от трудоемкой работы с инкассацией денег, особенно мелочи. Если сеть обширна, то этот вопрос становится очень актуальным.
Ну а небольшим операторам пока стоит подождать, рано или поздно условия рынка станут оптимальными для внедрения безналичных и бесконтактных систем оплаты.